Цикл Только Победа

Новый живописный цикл Ольги Тимохиной посвящён теме спорта. Для большинства работ серии характерен минималистичный фон, позволяющий полностью сосредоточить внимание зрителя на центральной фигуре человека — борца, стремящегося к победе . Это тот случай, когда мастерство говорит само за себя, а любое украша- тельство кажется излишним. Лаконичные названия картин «Последний бросок», «Решающий удар», «Точно в цель» звучат как бесстрастный голос спортивного комментатора, который в нескольких сухих, но выразительных фразах сообщает лишь самую суть, позволяя болельщикам дорисовывать картину происходящего в своём воображении. Неслучайно и название финальной работы цикла «Победа». Эта тема присутствует во всех остальных произве- дениях: стремлением к победе буквально дышит каждый образ серии.

“Выше, быстрее, точнее”
холст 100х100, масло, 2022 г.
Схожий приём работает и в этом полотне: мы можем визуально проследить траекторию спускающегося с горы лыжника по уже пройденным им красным воротам, в то время как сам он в своей красной спортивной шапке стремительно приближается к очередной вехе. Можно даже предположить, что следующие ворота — это рама самой картины, за пределы которой спортсмен вот-вот стремительно вырвется.
“На страже”
холст 90х100, масло, 2022 г.
Фигура хоккейного вратаря уникальна в своей художественной выразительности — на льду этот человек всегда одинок и одновременно с этим постоянно находится у всех на виду. Кроме того, он вынужден неустанно удерживать внимание на происходящем. Чтобы справиться с сильнейшим психологическим напряжением, спортсмены порой прибегают к технике мысленного воспроизведения, рисуя в своём воображения картины будущей победы. В этом смысле образ вратаря служит для зрителя своего рода зеркалом того увлекательного сражения, которое в этот момент разворачивается на льду.

“Держать позицию”
холст 120х80, масло, 2022 г.
Одним из самых узнаваемых предметов, используемых в художественной гимнастике, является лента. Вместе стем это едва ли не самый капризный снаряд, требующий от гимнастки одновременно силы и лёгкости. Лента должна непрерывно струиться в воздухе, не касаясь тела спортсменки. При этом на картине они образуют единое целое как в колористическом, так и в композиционном отношении.

“Победный бросок”
холст 80х100, масло, 2022 г.
Фигура спортсменки в данном случае органично сочетает в себе два совершенно разных состояния. С одной стороны, она демонстрирует предельную собранность, соответствующую важности момента, а с другой — некоторую мечтательность. Если абстрагироваться от ситуации, то на лице девушки можно разглядеть грёзу о будущей победе. Фон картины одновременно реалистичен, но при этом его элементы в своей совокупности тяготеют к геометрической абстракции: пересечение горизонталей и вертикалей отсылает к разноцветным «решёткам» Мондриана или супрематическим композициям русских авангардистов.
“Решающий удар”
холст 100х100, масло, 2022 г.

Эта картина отличается от других работ серии более детальной проработкой фона. Образ зрительной толпы одновременно сливается в яркую человеческую массу и дробится на множество отдельных мазков. Это живая энергия, которая буквально «дышит в спину» футболиста, придавая ему сил перед решающим ударом.

“Взять высоту”
холст 100х100, масло, 2022 г.

Название картины «Взять высоту» описывает как буквальную цель спортсмена, так и технику в которой в данном случае выполняется прыжок. Впервые она появилась в 1968 году на Летних Олимпийских играх в Мексике, вызвав настоящий фурор. Своё название (фосбери-флоп) она получила по имени первопроходца — легкоатлета Дика Фосбери. Эффектности прыжку добавляет тот факт, что спортсмен, демонстрирует невероятное бесстрашие, двигаясь головой и плечами вперёд.

“Первый пошел”
холст 120х80, масло, 2022 г.

На этой картине спортсмен выполняет прыжок воду на фоне расчерченной на мелкие квадраты кафельной стены. Сам по себе этот фон напоминает лист из школьной тетради, те самым подчеркивая, что за каждым удачно выполненным спортивным упражнением стоит долгая и упорная учеба.

“Все в наших руках”
холст 100х100, масло, 2022 г.

Выглядывающее из-за спины спортсмена изображение олимпийских колец намекает на универсальный и общечеловеческий характер выбранного названия «Всё в наших руках». Этот узнаваемый символ из пяти переплетённых колец, придуманный в конце XIX века, отражает единство пяти частей света.

“Красота спасет мир”
холст 110х60, масло, 2022 г.

В соревнованиях по фигурному катанию судьи ставят по итогам каждого выступления две оценки: одну за техническое исполнение, а вторую — за артистизм. «Стоп-кадр» полотна не позволяет по достоинству оценить первую составляющую, зато делает более очевидной вторую, акцент на которой делается и в названии работы «Красота спасёт мир». О том, что перед нами происходит эмоциональная кульминация выступления, свидетельствует сосредоточенное выражение лица спортсменки и ледяные «искры», вырывающиеся из-под лезвия.

“Последний рывок”
холст 100х100, масло, 2022 г.

В календарной серии работ эта картина соответствует ноябрю, предпоследнему месяцу года, с чем и связано название работы. Фигура спортсмена, стремительно скользящего по льду, напоминает летящую по небу ласточку, образ которой во многих культурах ассоциируется с ожиданием наступления весны и нового дня.

“Победа”
холст 120х70, масло, 2022 г.

На лице спортсменки, демонстрирующей зрителю свою медаль, отразился целый спектр эмоций. С одной стороны, она не может не радоваться одержанной победе, а с другой — в её чертах угадывается определённая степень безразличия к награде, которая, очевидно, не являлась для неё самоцелью.

“Точно в цель”
холст 150х50, масло, 2022 г.

Композиционно все горизонтальные элементы картины выстраиваются в череду

условно параллельных прямых, среди которых тело спортсменки «приравнивается» к остальным предметам. Все они одинаково подчинены воле к победе.

Художник Ольга Тимохина

Член Московского Союза Художников